30-ые годы. Сидят - художник Анатолий Петрицкий, драматург Александр Корнийчук, художественный руководитель театра Игнат Юра.
Игнат Юра и Владимир Немирович-данченко во время пленума ЦК Робмис (Москва, 1936)
Афиша представления "Дон Карлос" Ф.Шиллера (1936 год)
Художественный руководитель театра с 1978 по 2001 год СЕРГЕЙ ДАНЧЕНКО (1937-2001)
Главный художник театра с 1965 по 1975 год и с 1979 по 1990 год ДАНИИЛ ЛИДЕР
БОГДАН СТУПКА в роли Тевъе. ("Тев'є- Тевель" Шлем-Алейхема)
СТЕПАН ОЛЕКСЕНКО в роли Вершинина ("Три сестри" за А.Чеховим)
Участники обзора творческой молодежи театра в 2000 году. Сидят: Лариса Красовска, Светлана Прус, Оксана Батько. Стоят: Назар Заднипровский, Тарас Постников.
...От Национальной музыкальной академии Украины
имени П.Чайковского, что на Крещатике, направьтесь вверх старинной
улицей Городецкого, и за какие-то минуты в вашем сердце вспыхнет
радость - поразит сказочная обворожительность бело-голубого здания Национального
академического драматичного театра имени Ивана Франка.
В 1998 году помещению исполнилось 100 лет. Оно овеяно легендами:
построено на месте естественного пруда, вот уже возраст влечет и колдует
людей художественной магией...
Здесь со своими коллективами выходили к зрителям выдающиеся художники - Николай Соловцов, Коте Марджанишвили, Лесь Курбас, а с 1926 года знаменитая сцена принадлежит франкивцям.
Театр имени Ивана Франко основан в Виннице 1920 года. Возглавил его выдающийся украинский художник Игнат Петрович Юра. Открытие театра состоялось 28 января 1920 года представлением "Гріх" В.Винниченко. По возрасту исполнителей это была труппа молодежная. К ней входили актеры, которые впоследствии вошли в историю украинской сцены как выдающиеся художники - Г.Юра, А.Бучма, Й.Гирняк, М.Крушельницкий, Ф.Барвинска, О.Горска, М.Братерский, П.Нятко, К.Блакитний, О.Рубчакивна, М.Пилипенко, С.Семдор, О.Юра-юрский, Т.Юра но др. Театр работал напряженно: только по первому сезону показал 23 премьеры. Представления пользовались чрезвычайным успехом в Виннице, Черкассах, Кременчуге, Александрии, Проскурови, Кам`янци-подильскому и других городах. Пресса горячо приветствовала талантливый "театр новой доби".
Труд первых 3 годов пусть в трудных передвижных условиях дала блестящий результат: коллектив достиг единодушного признания своей творческой мощности со стороны зрителей, общественности. Как следствие этого, франкивци получили приглашение стационарно работать в Харькове, который был тогда столицей Украины.
Первый харьковский сезон начался с осени 1923 года. "Провінційний" театр превращается в большой столичный, стационарный коллектив.
Кроме Г.Юри режиссуру осуществляют Е.Коханенко, К.Кошевский, Б.Глаголин. Способным сценографом утверждает себя М.Драк. Лучшие представления харьковского периода, обозначенные духом экспериментальных поисков: "Лісова писня" Леси Украинки "Ревізор" М.Гоголя "Полум`ярі" А.Луначарского "Свята Йоанна" Б.Шоу "97" М.Кулиша но др.
Украина в это время имела несколько талантливых театров, между которыми устанавливались отношения творческого соревнования. Франкивци отстаивали свою художественную программу, собственный художественный стиль чаще всего в "поєдинках" с театром "Березіль", каким руководил Лесь Курбас. В конечном итоге подобное творческое беспокойство всем шел на пользу.
Летом в 1926 году театр им. И.Франка решением правительства переводится из столичного Харькова к Киеву, а с Киева к Харькову едет театр "Березіль". Франкивци не грустили по этому поводу, а сразу по приезде в Киев начали активно изучать запросы нового зрителя, развернули работу над свежим репертуаром.
От 30 сентября 1926 года, когда в прекрасном помещении прежнего театра "Соловцов" было показано "Вій" Остапа Вишни (за М.Гоголем), франкивци приняли "київське похрещення" и работают в этом городе вот уже свыше 70 лет.
Неизменность художественного руководства театра (Г.Юра возглавлял коллектив
с 1920 до 1966 года) стабилизировала его художественную программу, которую можно
определить как строительство театра народного, реалистичного, что ценит
традиции театра корифеев, однако склонный и к новаторским поискам.
Особенно творчески укрепился театр им. И.Франка в 30-ые годы, когда его
актерское ядро составили такие выдающиеся мастера, как А.Бучма, Н.Ужвий,
Ю.Шумский, Г.Борисоглибска, Ю.Милютенко, В.Добровольский, П.Нятко,
Е.Пономаренко, М.Яковченко, М.Братерский но др. Коллектив прославляет
себя талантливыми постановками отечественной и мировой классики -
"Весілля Фигаро" П.Бомарше "Суєта" И.Карпенко-карого
"Дон Карлос" Ф.Шиллера "Борис Годунов" О.Пушкина.
Особенно яркой вышла постановка Г.Юри драмы И.Франка "Украдене
щастя". Популярностью пользуются представления на современную тему за
пьесами О.Корнийчука "Платон Кречет", "В степях Украини".
В 1940 году театр получил звания академического.
В период Великой Отечественной войны коллектив работает в эвакуации - в Семипалатинске и Ташкенте. Две фронтовых бригады обслуживают бойцов на передовых линиях борьбы с фашистами.
Франкивски артисты активно снимались в кино. В частности роль партизанки Елены Костюк, сыгранная Наталией Ужвий в киноленте "Райдуга" за повестью В.Василевской, как и сам фильм, который получил награду американской киноакадемии, - "Оскара", стала классикой мирового киноискусства.
От 40-рокив расширяется круг франкивской режиссуры. Здесь работают Б.Норд, Б.Тягно, Б.Балабан, М.Крушельницкий, В.Ивченко, В.Гаккебуш, БЕД 50-х годов - В.Оглоблин, В.Крайниченко, В.Харченко, от 60-х - Д.Алексидзе, В.Скляренко, Д.Лизогуб, Б.Мешкис, О.Барсегян, Д.Чайковский, от 70-х - С.Смиян и другие.
Лучшие франкивски сценографы предоставляют представлениям образно художественного измерению. Рядом из М.Драком - новатор В.Меллер, самобытный художник-философ Д.Лидер, его ученик А.Александрович-дочевский.
На этой сцене оказался талант композиторов Н.Пруслина, Ю.Мейтуса. С.Жданова, К.Данькевича, Л.Ревуцкого, П.Козицкого, В.Рождественского, А.Филипенко. О.Билаша, М.Скорика, и других.
Последние 22 года у режиссерского руля Первой украинской сцены стоит выдающийся режиссер Сергей Данченко, а в актерском составе славу переняли Богдан Ступка и Степан Олексенко, Юлия Ткаченко и Станислав Станкевич, Марина Герасименко и Наталья Лотоцка, Виталий Розстальний и Владимир Нечепоренко, Анатолий Хостикоев и Наталья Сумска, Богдан Бенюк и Лариса Кадирова, а также Ирина Дорошенко, Полина Лазова, Людмила Смородина, Лесь Заднипровский, Михаил Крамар, Олег Шаварский, Алексей Богданович, Владимир Коляда, Любовь Кубюк и много других.
"Данченківське" поколение франкивцив смело в тематическом и жанровом отборе представлений, поисках свежих выразительных средств. Уважая лучшие национальные традиции, театр стремится ближе стоять к приобретениям современного европейского искусства. Вы согласитесь с этим, пересмотрев такие постановки, как "Енеїда" И.Котляревского и "Тев`є-Тевель" Шлем Алейхема "Біла ворона" Ю.Рибчинского, Г.Татарченко и "Бал злодиив" Ж.Ануйя "Крихітка Цахес" за Т.Гофманом и "За двумя зайцями" М.Старицкого "З любовью не жартують" П.Кальдерона и "Майстер и Маргарита" М.Булгакова "Приборкання норовливои" но "Король Лир" В.Шекспира "Швейк" за Я.Гашеком и "Три сестри" за А.Чеховим "Пігмаліон" Б.Шоу и другие....
"Пігмаліон" Б.Шоу - последнее представление, которое создал Сергей Данченко на сцене франкивцив. 20 августа 2001 года ворвалась жизнь выдающегося режиссера. Обязанности художественного руководителя франкивцив принял в настоящий момент народный артист Украины Богдан Ступка.
Франкивци заботятся о духовности общества, возрождения национального сознания, культуры, традиций народа.
Указом Президента Украины от 11 октября 1994 года театра предоставлен статус Национального. С тех пор он именуется Национальный академический драматичный театр имени Ивана Франка.
От начала 90-х годов франкивци активно вписывают свое творчество в европейский культурный контекст. Театр гастролировал в Германии, Австрии, Греции, Югославии, Италии, Польше, где его работа нашла единодушно достойную оценку.
Титульный спонсор: